На прошлой неделе в Сумах разгорелся скандал. Несколько депутатов Сумского горсовета просто таки взбудоражили население областного центра сообщением о незаконно устанавливаемой рекламе в центре города.
Речь идет о больших экранах, которые появились на Харьковской, Героев Сумщины, Кузнечная… Депутаты нашли несоответствие в месте, где установлены рекламоносители и условиями, которые были обозначены патрульной полицией. А именно не менее 10 метров от проезжей части дороги (мониторы стоят значительно ближе).
Мы попытались разобраться в ситуации настолько, насколько это возможно на данный момент, для чего обратились в ТОВ «Рекламна агенція «ЕмСіГруп». Первое, что нам хотелось увидеть, это документы, дающие право на установку.
Оказалось, у них есть решение Сумского исполкома, согласование с архитектурой, полицией, инспекцией благоустройства. Т.е. вся необходимая документальная процедура была пройдена и незаконность, заявленная депутатами, уже вызывает некоторые сомнения.
Примечательно, что на плане размещения объектов, которые также были согласованы, рекламоносители обозначены там, где они находятся сейчас. Если бы они были установлены дальше 10 метров, как указала полиция, то борд скажем по ул.Харьковская, стоял бы посредине тротуара, что вызвало бы больше неудобства и недовольства соответственно.
Рекомендуем посмотреть небольшой сюжет блогера Владимира Дворниченко на эту тему. Сумчанин совершенно правильно подчеркнул. Практически все борды в Сумах установлены под дорогой, значительно ближе к проезжей части, чем эти экраны. Почему их никто не требует убрать? Старые с бетонным основанием, обшарпанные, не современные и уродующие наш город. Они всех устраивают?
Мы также побеседовали с PR-директором РТМ-Украина Татьяной Денисюк, чтобы подробнее узнать, что же принесет эта реклама сумчанам…
-Привычная людям реклама – борды, на которые нужно клеить бумагу, это уже прошлый век. Европа стремится к диджитализации. Это не только удобно, но и значительно улучшает инфраструктуру населенных пунктов. Нет надоедливой, однообразной картинки и т.п.
В мире цифровая наружная реклама давно интегрирована в концепции SmartCity — Умный Город, — где в управлении муниципальной жизнью сочетаются информационные и коммуникационные технологии, Интернет вещей. DigitalOut-of-Home — это медиа инноваций. Украина только открывает для себя эти возможности, но у нас все вперед, и мы к этому уверенно движемся.
Это не просто рекламоносители, это еще и средство оповещения. Наши экраны подключены к единой сети, сейчас это 15 городов и Сумы на очереди. В случае, если необходимо передать срочную информацию о происшествии, оператор вводит данные и люди на улице сразу же ее видят. Сейчас для примера сумчане видят прогноз погоды, а в Киеве в момент объявления карантина это были номера телефонов, по которым можно было позвонить в тревожных случаях; или такая оперативная информация, как свободные парковки рядом, — четко, оперативно, актуально.
-А правда ли что один такой монитор стоит 1 млн грн?
-Инвестиция в 1 рекламоноситель с современной LED-панелью и современной конструкцией, изготовленной в Украине по европейским образцам, начинается от 700 тыс. грн. В этой связи важно сказать о главном компоненте цифрового носителя: это не сам экран, сколько бы он ни стоил, это — программное обеспечение, которое управляет трансляцией в заданном алгоритме. Самые большие ресурсы идут на создание и обеспечение эффективной работы каждой цифровой панели.
-И вы рассчитываете, что в Сумах отобьется стоимость оборудования?
-Вы удивитесь, но Сумы и область – это регион, который сейчас интересует инвесторов и именно поэтому мы пришли к вам в город. Без Сум общеукраинская цифровая сеть наружной рекламы, которую мы строим, не может быть полной. Это очевидно всем, кто знаком с наружной рекламой: такие города, как Сумы, Житомир, Хмельницкий, Ивано-Франковск, Черкассы, Кропивницкий, Полтава — разные, но востребованные инвесторами, вместе они дают необходимый охват всей Украины. Невозможно представить Сумы аутсайдером европейского развития рекламы… Зачем?
-В свете недавних событий, была ли еще где-то подобная ситуация, чтобы на установку рекламы вот так вот бурно отреагировали, как в Сумах?
-Если взять такие города, как Сумы, а именно Житомир, Черкассы, Ивано-Франковск, Херсон, то нас даже просили, чтобы мы скорее к ним пришли. Нам пишут из Мелитополя, из Белой Церкви и других, меньших, чем Сумы, городов. А в Сумах скандал уже второй раз. Первый раз была ситуация, когда устанавливались остановки общественного транспорта с рекламоносителями и также для нас непонятно, почему была бурная отрицательная реакция. Вот сегодня утверждают, что это будет яркий свет от экранов, который будет мешать водителям или еще кому-то.
При этом эти люди совершенно не вникают в то, как работает система: она автоматически приглушает яркость по мере того, как на улице темнеет. Технологии меняются стремительно, мы же все это чувствуем по своим привычным гаджетам, и те страхи, которые мешали развитию цифровой рекламы лет 5 назад, сегодня просто неактуальны. В Европе и других городах Украины все это уже давно и успешно работает и сумчане скоро сами во всем убедятся.
У Сумах на СКД зіткнулися легковик та мотоцикл
За комментариями мы также обратились в патрульную полицию. Там пояснили, что прежде, чем в городе дадут разрешение на установку рекламоносителя к ним также обязательно обращаются и правоохранители руководствуясь ДСТУ 3587–97 указывают нормы размещения в документации. Но при этом в полиции подчеркнули, что последнее слово за органами местного самоуправления. Именно они решают где будет находится объект.
Также напомним, что сумские депутаты намерены обратиться к своим коллегам, чтобы отменить решение исполкома, на основании которого были установлены рекламоносители.
Но разобравшись в ситуации лично наше мнение, что в Сумах нужно бы все старые борды, часть которых стоит в неухоженном состоянии и установлены исключительно под выборы, поменять на современные, цифровые. Но при этом все же тщательно продумывать места их размещения.