Неделю назад Национальная служба здоровья в очередной раз отчиталась по выплатам больницам по Программе медицинских гарантий, которая с 1 апреля была запущена в полном объеме.
Согласно подписанным с НСЗУ контрактам по пакетам услуг, специализированные медучреждения Сумщины (куда входят ЦРБ, городские и областные медучреждения), а также центр экстренной медпомощи, за три месяца действия реформы получили почти 460 млн. грн.
Об этом на онлайн-брифинге сообщила директор Северного департамента НСЗУ Виктория Милютина. Среди лидеров – Сумская областная детская больница, где предоставляется лучшая неонатальная помощь младенцам. А также Ямпольская ЦРБ, которая может служить примером эффективной работы в ограниченных условиях и ресурсах.
«Контракт с Ямпольской ЦРБ составляет 16 млн. грн. в год, что на 20% меньше, чем прошлогодняя субвенция, – сообщила В.Милютина. – Однако при таком финансовом ресурсе руководство больницы очень эффективно использует каждую копейку, также благодаря менеджерским решениям – внедрению аренды, платных услуг – успешно развивается и оказывает качественные услуги пациентам».
Возможно, чтобы удерживать на плаву персонал больницы, такие решения руководства можно считать оправданными. А что изменилось для больного? Стоит вспомнить постулаты медреформы – деньги идут за пациентом, а не пациент отправляется в медучреждение со своими деньгами. Программа медицинских гарантий, как нам всем обещали, должна гарантировать бесплатное получение помощи, а средства НСЗУ – покрывать лечение в стационаре (диагностика, лекарства, расходные материалы).
Однако пациентам по-прежнему выдают листики с перечнем расходных материалов и лекарств, которые нужно купить за свои деньги. То есть медучреждению за нас платит НСЗУ, а мы, попадая в стационар, сами за себя? Так было и до медреформы. Отсутствие запаса препаратов руководители медучреждений объясняют затяжными тендерными процедурами. Такие жалобы поступали в редакцию.
Наверняка их было бы еще больше, если бы не ограничения в плановой госпитализации из-за коронавируса. Подобные обращения, как сообщила руководитель НСЗУ Оксана Мовчан, получает и Нацслужба здоровья.
– Программа медгарантий в полном цикле работает полных три месяца, и мы наблюдаем недостаточное понимание со стороны некоторых больниц, – отметила она. – Есть обращения, которые мы решаем по телефонному звонку. Но бывает и так, что человек жалуется, что у него требуют деньги, официально оформляет претензию, а медучреждение на это не реагирует. Это является нарушением и законодательства, и условий договора с НСЗУ. Такие жалобы мы направляем в Нацполицию, чтобы правоохранители разобрались в ситуации и приняли соответствующие меры. Есть определенный алгоритм получения бесплатных услуг в специализированном медучреждении – по направлению семейного врача.
Без направления они могут быть платными, но по официально утвержденному тарифу. Со своей стороны, НСЗУ усилит контроль за тем, как используются деньги, которые в рамках Программы медгарантий поступают в медучреждения.